Определение видимость дороги


определение видимость дороги

Согласитесь, совсем не сложно додумать недостающее в ПДД понятие!

Ограниченная видимость

Условия видимости могут быть обусловлены не только недостаточностью естественной (солнечной, дневной) освещенности на дороге. Водитель может двигаться и в таких условиях, когда его зрительный обзор закрывают какие-либо объекты, или он двигается по дороге со сложным профилем.

Правила называют такой режим ограниченной видимостью.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Физическое ограничение обзорности – вот критерий ограниченной видимости. Приведем наиболее характерные примеры.

1.

Определение видимость дороги

Рис. 3.10. Схемы видимости:

а – схема определения расстояния видимости поверхности дороги Sn; б – схема определения расстояния видимости встречного автомобиля Sn; в – схема определения расчетного расстояния видимости при обгоне S0

Наименьшее расстояние видимости для остановки должно обеспечивать видимость любых предметов, имеющих высоту 0,2 м и более, находящихся на середине полосы движения, с высоты глаз водителя автомобиля, равной 1,2 м от поверхности проезжей части.

По первой схеме – «одиночное торможение»: автомобиль встречает препятствие на той же полосе движения, и требуется полная его остановка на безопасном расстоянии от препятствия (см. рис.

7.6.2

Инфоinfo
При измерении расстояния дорожной лабораторией, движение по обследуемой дороге должно быть равномерным и по траектории, равноудаленной от кромки проезжей части или осевой линии разметки. Измерения производят с включенным светосигнальным устройством.

Скорость движения дорожной лаборатории должна позволять оператору фиксировать нанесенные на дорожное покрытие метки и их обозначение. При невозможности фиксации меток при движении, допускается выполнять измерения с остановками.

В этом случае водитель должен останавливать автомобиль около каждой метки так, чтобы ее изображение было видно на экране монитора, а середина этой метки располагалась на визирной линии.

7.6.3 При движении лаборатории оператор фиксирует в полевом журнале цифровые обозначения меток и пройденное дорожной лабораторией расстояние.

Определение видимость дороги обеспечивает включение

С этого положения определяется видимость дороги и конкрет­ная видимость велосипедиста.

Методика определения видимости дороги не отличается от выше­приведенной методики при определении видимости дороги и конкретной видимости неподвижного объекта при отсутствии встречного объекта.

С места водителя наблюдатель и понятые определяют место, до которого дорога просматривается, например, граница правой кромки проезжей части с обочиной.

Максимальное расстояние от передней части ТС, на котором с места водителя четко различаются элементы дороги на пути дви­жения, — определяемое расстояние видимости дороги.

Далее ТС и объект перемещаются на границы участков № 4. Видимость дороги в этом случае определяется при необходимос­ти, если она изменяется вследствие изменения дорожных усло­вий, например, переход от подъема к спуску, изменение радиуса закругления дороги и т.д.

Использование фар и фонарей

Правила использования фар и фонарей в условиях недостаточной видимости перечислены в пунктах 19.1, 19.3, 19.4, 19.7, 19.8.

При движении должны быть включены следующие световые приборы:

  • Фары ближнего или дальнего света — на механических ТС.
  • Фары или фонари — на велосипедах.
  • Фонари — на гужевых повозках.
  • Габаритные огни — на прицепах и буксируемых ТС.
  • Опознавательный знак «Автопоезд».

В дополнение к фарам при движении в условиях недостаточной видимости могут быть включены противотуманные фары и задние противотуманные фонари.

При остановке или стоянке должны быть включены:

  • Габаритные огни.

Требования к использованию таких приборов регулирует специальный 19-й раздел ПДД.

В противном случае возникает угроза не заметить своевременно:

  • пешехода;
  • транспортное средство;
  • какое-то препятствие на дороге.

А итог традиционен – ДТП.

Поэтому при движении в темное время суток водитель обязан вести свой автомобиль с такой скоростью, чтобы его остановочный путь (необходимое для безаварийной остановки расстояние) был бы обязательно меньше, чем расстояние обычной зрительной видимости. А внешние световые приборы ему в этом основательно помогают.

А иногда, к сожалению, нет!

В условиях темного времени суток водитель должен видеть дорогу, а не двигаться по ней на авось.

Во время работы вешку 1 устанавливают так, чтобы ось перекладины вешки совпадала с касательной к кривой, а вешку 2 устанавливают вертикально. При вертикальном положении вешки 2, объект видимости должен касаться одной стороной поверхности дорожного покрытия, а плоскостью обращен в сторону первого наблюдателя.
Для контроля вертикального положения вешки допускается использовать отвес или жидкостный уровень. Рисунок 2 — Схема определения расстояния видимости

1 — вешка 1; 2 — вешка 2 с объектом видимости 3; — створ видимости; 4 — глаз наблюдателя

Рисунок 2 — Схема определения расстояния видимости

7.1.2 Измерения расстояния видимости участков дороги выполняют в продольном направлении вдоль кромки проезжей части, на расстоянии 1,5-1,7 м от нее.

25.25. При проектировании кольцевых пересечений должны быть обеспечены минимальные расстояния видимости следующих элементов:

  • расстояние видимости при въезде на кольцевое пересечение до кромки проезжей части кольца и до пешеходного перехода;

  • расстояние видимости на участке кругового движения;

  • расстояние видимости до пешеходного перехода на выезде с кольцевого пересечения.

25.26. Минимальное расстояние видимости при въезде на кольцевое пересечение следует определять по формуле 25.7:

Минимальные расстояние видимости должны быть обеспечены до кромки проезжей части кольца и до пешеходного перехода, расположенного на въезде на кольцевое пересечение, в соответствии со схемой рис.

При автоматическом распознавании и регистрации меток и их обозначений, участие оператора в данной процедуре не обязательно.

7.7 Измерение расстояния с помощью мерного колеса

Измерения выполняют в пределах каждого створа в соответствии с 4.1 и 7.1. При измерении расстояния мерным колесом, в процессе движения следует не допускать колебаний траектории колеса в поперечном направлении.

7.8 Измерение расстояния с помощью рулетки

7.8.1 Рабочее усилие натяжения ленты рулетки при измерениях должно быть (100±10) Н, провисание ленты не допускается.
Контролировать натяжение рулетки можно, например, динамометром по ГОСТ 13837.

Видимости неподвижного объекта при отсутствии света фар

Встречного транспортного средства

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает мероприятия по подбору участников эксперимента, ТС, участвовавшего в ДТП либо его заменяющего, объекта, видимость которого требуется установить (ТС, манекен, какое-либо препятствие и т.п.), согласование вре­мени проведения эксперимента, необходимой реконструкции участка проведения эксперимента, а также мероприятия по обес­печению безопасности эксперимента.

Ход эксперимента

После того как участок проведения эксперимента будет ограж­ден постами работников милиции и будут проведены необходимые работы по реконструкции места происшествия, в месте наезда размещается объект, видимость которого необходимо установить.

Средства измерения должны иметь метрологические документы.

7 Методы измерения расстояния видимости на различных элементах автомобильных дорог

7.1 Общие положения

7.1.1 Для измерений используют средства, указанные в 5.1. Измерения выполняют два наблюдателя. Оба наблюдателя должны быть оснащены средствами связи (радиостанции, телефоны и т.п.).

Вниманиеattention
При отсутствии средств связи, при необходимости, (например, на кривых в плане), с целью передачи визуальной информации, допускается привлечение третьего оператора. Для фиксации положения глаз первого наблюдателя на требуемой высоте используют вешку 1 в соответствии с рисунком 2.

Вешку 2 фиксирует второй наблюдатель.

Важноimportant
Люфт, радиальное и осевое биение колеса не допускаются.

5.5 Рулетки измерительные

5.5.1 Рулетки измерительные применяют при выборочном контроле видимости на отдельных участках автомобильных дорог при отсутствии других средств измерений.

5.5.2 Лента рулетки не должна иметь вмятин и перегибов. Разматывание и наматывание ленты на барабан должно производиться свободно.


Все деления на ленте должны быть видны и однозначно считываться.

5.5.3 Рулетки должны соответствовать требованиям ГОСТ 7502.

6 Подготовка к измерениям

Подготовку средств измерений выполняют в соответствии с инструкцией по их эксплуатации.

Но, как и в первом случае, — будет более целесообразным и безопасным перестраховаться, подсчитав условия движения недостаточной видимостью. И опять же использовать внешние световые приборы (в соответствии с нормами раздела 19 ПДД).

Светлое время суток

Скажем честно, современные Правила не дают понятия светлому времени суток.
И зря! Потому что даже в светлое время суток водитель обязан использовать при движении по дорогам внешние световые приборы (ближний свет, противотуманные фары, дневные ходовые огни автомобиля).

Но мы же можем вполне самостоятельно дать определение этим условиям видимости: когда нет ни темного времени суток, ни недостаточной видимости, — мы двигаемся в светлое время суток.

Допускается применять другие средства измерений, не ниже 3-го класса точности по ГОСТ 8.401.

5.1.2 Измерения выполняют приборами, прошедшими установленные процедуры метрологического освидетельствования.

5.1.3 В качестве вспомогательного оборудования применяют измерительные вешки с перекладиной, изготовленные в соответствии с рисунком 1. Вешка должна быть оборудована уровнем или отвесом для возможности контроля ее положения.

Вешка 1 предназначена для фиксирования положения глаз водителя над проезжей частью, вешка 2 — для фиксирования объекта видимости. При измерениях объект видимости должен быть чистым.

Вне населенных пунктов световозвращатели являются обязательными, в населенных пунктах их использование рекомендуется.

Световозвращатели для велосипедов и мопедов

24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

Для велосипедистов и водителей мопедов использование световозвращателей не является обязательным, однако правила все же рекомендуют иметь такие элементы.

Фонари для пеших колонн

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд.

Условия движения могут быть улучшены только путем перестройки с развитием линии по склонам долины, что требует отказа от большого участка дороги. Единственным реальным способом улучшения условий движения в этом случае является устройство дополнительных полос проезжей части.

Глава 4.

Кривые в плане

4.1. Выбор типа кривых в плане

4.2. Устройство виражей

4.3. Переходные кривые и уширение проезжей части

4.4.

Дополнительные мероприятия по повышению безопасности движения

на кривых в плане

4.1. Выбор типа кривых в плане

4.1.1. В соответствии с рекомендациями СНиП 2.05.02-85 следует принимать при проектировании дорог радиусы кривых в плане не менее 3000 м.

Увеличение радиусов кривых в плане, если позволяют условия трассирования, всегда экономически целесообразно, так как сокращается длина трассы.

CFL2″7.4 Измерение расстояния видимости на пересечениях и примыканиях в одном уровне

7.4.1 Измерение выполняют два наблюдателя по схеме, приведенной на рисунке 4. При этом первый и второй наблюдатели с вешками располагаются в соответствии с 7.1.2. Измерения выполняют для каждого направления движения.

Рисунок 4 — Схема измерения видимости на пересечении

— расстояние видимости поверхности дорог 1 и 2; — расстояние видимости автомобиля, ожидающего выезда на пересечение с дороги 1 и дороги 2

Рисунок 4 — Схема измерения видимости на пересечении

7.4.2 Точки установки вешек (1, 1′ и 2, 2′), выбирают в соответствии с рисунком 4 исходя из нормативных значений расстояний видимости , установленных для пересекающихся дорог.

Точки установки вешек в створе отмечают на дорожном покрытии хорошо видимыми метками, например, краской или мелом и подписывают цифрами с указанием номера створа.

7.2.2 Последующие створы выбирают следующим образом. Второй наблюдатель перемещает вешку 2 с объектом видимости вдоль кромки проезжей части на расстояние 5-10 м в направлении от первого наблюдателя и фиксирует ее в вертикальном положении. После этого, по сигналу второго наблюдателя, первый наблюдатель перемещает вешку 1 по направлению ко второму наблюдателю до тех пор, пока с высоты 1 м не увидит верхнюю часть объекта видимости. Указанную процедуру повторяют, последовательно перемещая обе вешки до момента полного открытия видимости дороги. Границы каждого створа рекомендуется обозначать одинаковыми цифрами. Например: створ N 1 обозначается точками 1 и 1′, створ N 2 — точками 2 и 2′ и т.д.

Таблица 3.13

Нормативные значения расстояний видимости

Расчетная скорость, км/ч

Наименьшее расстояние видимости, м

для остановки

встречного автомобиля

при обгоне

150

300

120

250

450

800

100

200

350

700

80

150

250

600

60

85

170

500

50

75

130

400

40

55

110

30

45

90

20

25

50

Необходимое расстояние боковой видимости Sбок при ширине полосы движения В (рис.

Минимальное расстояние видимости поверхности дороги в исключительных случаях (сложный рельеф, препятствия для трассирования дороги в плане, близость жилой застройки) нормируется СНиП 2.05.02-85. Это расстояние видимости рассчитано на время реакции водителя 1,0 с. Повсеместно применение этого норматива приводит к образованию сложных дорожных условий: затрудняется или становится невозможным обгон, увеличивается напряженность работы водителя, возрастает вероятность ДТП.

При реконструкции, капитальном ремонте и особенно при проектировании новых дорог рекомендуется везде, где это возможно, не нарушая требований СНиП, обеспечивать расстояние видимости поверхности дороги из условия времени реакции водителя для дорог I категории 2,5 с, для дорог II и III категории 2,0 с и для дорог IV и V категории 1,5 с.

┌───────────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐

│ Условия применения │ Расстояние видимости, м, при │

│ │ скорости движения, км/ч │

│ ├───────┬────────┬────────┬─────┤

│ │ 80 │ 100 │ 120 │ 150 │

├───────────────────────────────────────┼───────┼────────┼────────┼─────┤

│В исключительных условиях (минимальное│ 100 │ 140 │ 175 │ 225 │

│расстояние видимости) │ │ │ │ │

│В сложных условиях рельефа │ 110 │ 170 │ 200 │ 300 │

│Допустимое ограничение видимости (не│ 250 │ 280 │ 340 │ 430 │

│чаще 1 раза на 2 км) из условия│ │ │ │ │

│обеспечения зрительной ясности дороги │ │ │ │ │

└───────────────────────────────────────┴───────┴────────┴────────┴─────┘

Расстояние видимости в продольном профиле обеспечивается благодаря вписыванию вертикальных выпуклых кривых.

Рис. 25.5 Определение минимального расстояние видимости для принятия решения на левоповоротном съезде с основной дороги

Минимальное расстояние видимости для принятия решения на левоповоротном съезде с основной дороги определяют по формуле 25.7.

25.24. Минимальное расстояние видимости на левоповоротном съезде с главной дороги должно обеспечивать видимость встречного автомобиля, высотой 1,0 м и более, находящихся на полосе встречного движения (рис.25.6), с высоты глаз водителя автомобиля 1,0 м от поверхности проезжей части.

Рис 25.6. Схема для расчета минимального расчетного расстояния видимости на левоповоротном съезде с основной дороги.

Измерения выполняют отдельно для каждого направления движения. За конечный результат принимают меньшее значение из измеренных расстояний.

7.1.3 Основные частные случаи измерения расстояния видимости, не рассмотренные в разделе 7, представлены в приложении Б.

7.2 Измерение на выпуклых вертикальных кривых

7.2.1 Первый створ видимости выбирают таким образом, чтобы первый наблюдатель с вешкой 1 располагался на расстоянии за (50-100) м до начала кривой, определяемом визуально.

Вешку 2 с объектом видимости устанавливают на дорожное покрытие в створе, как показано на рисунке 2 и в соответствии с 7.2.1, в точке, соответствующей границе видимости объекта наблюдателем.

Это расстояние зависит от разности скоростей идущих автомобилей

Участок – обгоняющий автомобиль возвращается на свою полосу движения, причем между обгоняющим и обгоняемым автомобилем расстояние должно равняться тормозному пути второго автомобиля с некоторым запасом:

Тогда

Участок – путь, проходящий за это время встречным автомобилем:

Время реакции водителя t зависит от условий движения и индивидуальных психологических особенностей водителя. В городских условиях или на горных дорогах он ведет автомобиль с повышенным вниманием, в то время как в однообразной местности его внимание рассеивается.

В ряде стран предлагают время реакции принимать дифференцированно: например, при обгоне t = 0,75 с, поскольку водитель располагает временем для подготовки маневра; при неожиданно возникшем препятствии t = 1,5 с.

3.4.1. Обеспеченная на дороге видимость является важнейшим показателем ее транспортно-эксплуатационных качеств и безопасности движения. Фактическое расстояние видимости на кривых в плане и в продольном профиле определяет скорости движения, которые при недостаточной видимости существенно снижаются по сравнению со скоростями, обеспечиваемыми радиусами кривых и коэффициентами сцепления дорожных покрытий. При равных значениях видимости количество ДТП на участках вертикальных кривых примерно в 2 раза выше, чем на кривых в плане, что указывает на необходимость повышенного внимания к обеспечению видимости при проектировании продольного профиля.

3.4.2. СНиП 2.02.05-85 рекомендует, учитывая условия местности, принимать расстояния видимости поверхности дороги не менее 450 м. Отход от этого требования возможен лишь при наличии экономического обоснования.

3.4.3.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ +