Служебное произведение авторские и смежные права в театральных постановкх


Служебное произведение авторские и смежные права в театральных постановкх

Юридического значения знак «копирайт» не имеет, но утверждение иного по закону требует доказательства.

Смысл знака © в следующем: «указанное здесь лицо считает себя обладателем исключительных прав на данное произведение или указанную часть с указанного года».

Наставление: Если на вашей учебной работе по рисунку или живописи, взятой в фонд кафедры, нет вашего копирайта (хотя бы ясной подписи фамилии), то при удалении ее из фонда она не сможет быть возвращена вам! Если какой-нибудь шутник или негодяй подпишет ваше произведение своим копирайтом, то это не означает никаких его действительных прав, но доставит вам огорчение.


Притупленность правосознания русской интеллигенции и отсутствие интереса к правовым идеям являются результатом застарелого зла — отсутствия какого бы то ни было правового порядка в повседневной жизни русского народа.

Б.А.Кистяковский

Одной из ключевых проблем режиссерского дела (и режиссерской судьбы) в современных условиях выступает проблема отсутствия у театрального режиссера авторского права, или, как еще говорят, «режиссерской собственности». Как у нас, так и за рубежом.

С точки зрения отечественного законодательства режиссер театра — не автор произведения искусства (спектакля, представления).

Инфоinfo
Смежные права на совместное исполнение осуществляет руководитель коллектива исполнителей, а при его отсутствии — члены коллектива исполнителей совместно (ст. 1314 ГК РФ). Однако к правам на исполнение, созданное исполнителем в порядке выполнения служебного задания, в том числе к правам на созданное в таком порядке совместное исполнение, применяются правила ст.

1295 ГК РФ.

Театральная постановка — один инвентарный объект?

Как известно, единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект, под которым понимается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации либо в ином установленном законом порядке, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций (п.

Исключительное право переходит по наследству.

Исключительное право позволяет его обладателю:

а) использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым не противоречащим закону способом;

б) распорядиться исключительным правом на произведение, а именно:

— передать его другому лицу по договору об отчуждении исключительного права;

— предоставить другому лицу право использовать произведение по лицензионному договору (лицензии исключительной или простой).

Виды договоров об авторских и смежных правах

Понятия «авторский договор» с 2008 года не существует.

Без всех них документ – не очень документ.

Наставление: Если произведение создано студентом в рамках учебного процесса, то, хотя законом такие случаи не предусмотрены и под положения закона о служебных произведениях они не подпадают, на такое произведение распространяются общие требования закона, причем с учетом творческого вклада педагога-руководителя. Но никак не может оно принадлежать учебному заведению, поскольку не было служебного задания, и это произведение не было предварительно оплачено ни студенту, ни преподавателю-соавтору.


Для того чтобы произведение учащегося можно было оставить в учебном заведении в дидактических целях, необходимо перед началом учебы заключить договор об учебных произведениях.

А изготовителям фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы.

Исключительные права могут быть переданы другому лицу на основании договора или по иным законным основаниям. Обладатели исключительных прав могут по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использовать произведение (в нашем случае — фонограмму).

Юридические аспекты зарубежных гастролей. Если спектакль основан на произведениях зарубежных авторов, то прежде всего надо выяснить, охраняются ли их авторские права как в Украине, так и в стране, куда спектакль вывозится.

И можно долго задаваться риторическим вопросом: не перечеркивает ли подобное законоположение всей истории и теории искусства ХХ века?

Конечно, если завтра авторское право режиссеров театра будет нормативно закреплено, задача защиты прав постановщика как автора спектакля все же останется весьма и весьма сложноразрешимой.

Однако нельзя не признать и то, что гипотетическая модель «режиссер-исполнитель» содержит ярко выраженное contradictio in adjecto (лат.) — противоречие в самом предмете, упорно не замечаемое нашими нынешними законотворцами.

Что в сложившейся ситуации можно рекомендовать режиссерам театров? Защищать себя самим.

Первый доступный любому режиссеру способ защиты собственных эфемерных прав — это заключение договора с театром, в котором он намеревается осуществить постановку.

Для того, чтобы использовать их работу, между каждым из них и театром должен быть заключен авторский договор.

У режиссера-постановщика, актеров, исполнителей музыки, дирижера, согласно Закону — права смежные. Они тоже охраняются согласно Закону «Об авторском праве и смежных правах».

Учет авторских и смежных прав в договорных отношениях между театром и его работниками. В театре штатные творческие работники создают свои произведения на основе трудового договора, а приглашенные — на основании авторского договора заказа (заказывается пьеса, музыка, сценарий, декорации), или авторского договора на обнародованное произведение.
В договоре же с актером или режиссером-постановщиком должны быть отражены их права как обладателей смежных прав. Регистрация авторского права — это всегда лучший способ защитить свои права работнику театра.

Знак © (произносится «знак копирайт») – знак охраны авторских прав – оповещает об исключительных авторских правах указанного далее обладателя на все данное произведение или указанную часть.

Если же, однако, современные хореографы восстанавливают хореографию, например, Мариса Петипа на основании записей, сделанных в начале 20 века, то их работу нельзя назвать авторской. По закону реставрация и редакция не являются объектом АП.

Важноimportant
Иногда в хореографии редакция спектакля вносит некие новые творческие элементы. Однако даже в этом случае хореограф обладает правами только на эти конкретные элементы танца.

Они должны быть обязательно зафиксированы в авторском договоре между хореографом и театром, или между театром и третьей стороной, если хореограф является штатным сотрудником театра.

А в 1911 г. был принят самостоятельный Закон об авторском праве Российской империи. И еще — в Постановлении N 5/29 уточняется: право публикатора на произведение науки, литературы или искусства охраняется только в отношении произведения, правомерно обнародованного публикатором после 31.12.2007.

Фонограмма

Говоря о фонограмме, необходимо отметить, что в ее записи непосредственно участвуют исполнители и изготовители фонограмм, которые и являются ее правообладателями.
Так, исполнитель (автор исполнения) — это гражданин, творческим трудом которого создано исполнение (певец, музыкант, актер и пр.) (ст. 1313 ГК РФ). Изготовитель фонограммы — лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображения этих звуков (ст.

Значит — права режиссера спектакля охраняются лишь при условии записи театральной постановки на фонограмму или включения ее в передачу в эфир либо по кабелю.

Объектом смежных прав театрального режиссера выступает записанная постановка.

Статья 37 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» констатирует:

«…исполнителю в отношении его… постановки принадлежат следующие права:

— право на имя;

— право на защиту… постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя;

— право на использование… постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования… постановки».

Если иное не предусмотрено договором со студией звукозаписи, с организацией кабельного или эфирного вещания, режиссер наделен исключительным правом на использование постановки.

Стоит отметить, что в законодательстве такой объект как постановка охраняется посредством механизма смежных прав.

Этот механизм несколько отличается от охраны исключительного права на объекты авторских прав. Связано это с особенностями самих объектов смежных прав, которые перечислены в ст.1304 ГК РФ, и с тем, что деятельность театрального режиссера не может быть закреплена в какой-либо материальной форме, позволяющей идентичное воспроизведение постановки; поэтому законодатель и закрепил за режиссером лишь права, смежные с авторскими.

Так права режиссеров-постановщиков охраняются по аналогии с правами на исполнения, и сам режиссер приравнивается в ст.1313 ГК РФ к исполнителю.

Однако, на мой взгляд, режиссеры-постановщики могут приравниваться к исполнителям весьма условно.

Вниманиеattention
Сделано это умышленно или это недоработка законодательства, но в соответствии с нынешней редакцией части четвертой ГК РФ авторами спектакля, а точнее — соавторами, согласно общим положениям (п. 4 ст. 1228, ст. 1258 ГК РФ) признаются граждане, совместным творческим трудом которых он был создан. По нашему мнению, в отношении спектакля это: автор драматического произведения, режиссер-постановщик, автор музыкального произведения.

Впрочем, заметим, что такой подход к вопросу о соавторстве театральной постановки небесспорен, поскольку достаточно сложно «отсеять» авторов, творческий труд которых направлен только на создание их собственных произведений, входящих составными частями в театральную постановку, а не театральной постановки как целостного произведения.
В качестве ориентировки можно использовать размер поспектакльных, указанный в приложении № 1 к постановлению № 218 от 21.03.1994 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства». Так, за многоактную пьесу в прозе драматургу установлен минимум в 8 %, переводчику 4 %, инсценировщику 3 %, композитору многоактной оперы причитается 8 % от валового сбора за билеты.
На практике встречаются как более высокие, так и более низкие ставки. Поспектакльные могут быть установлены не в процентах, а в виде фиксированной суммы. В отношении «больших прав» вознаграждение правообладателя может состоять из двух частей — из фиксированного гонорара, выплачиваемого сначала, и последующих выплат за использование, то есть поспектакльных. Можно договориться и на какую-то одну форму оплаты.

Если же, однако, современные хореографы восстанавливают хореографию, например, Мариса Петипа на основании записей, сделанных в начале 20 века, то их работу нельзя назвать авторской. По закону реставрация и редакция не являются объектом АП.

Иногда в хореографии редакция спектакля вносит некие новые творческие элементы. Однако даже в этом случае хореограф обладает правами только на эти конкретные элементы танца.
Они должны быть обязательно зафиксированы в авторском договоре между хореографом и театром, или между театром и третьей стороной, если хореограф является штатным сотрудником театра. Эти элементы, признаваемые конкретным творческим вкладом хореографа в реконструкцию балета, должны в договоре терминологически обозначаться как авторская работа. Т.е. в договоре должно быть четко прописана и работа по восстановлению, и авторская работа по созданию новых элементов балета.

Причем данная пьеса впервые публично показывалась уже после перехода в общественное достояния другим театром («Юность»). Пьеса была предоставлена театру «Юность» К.Л. Зиминой (родственницей автора произведения), и именно у нее возникли права публикатора произведения.

Исключительное имущественное право публикатора театр «Юность» выкупил у К.Л. Зиминой.

Таким образом, АУ «Драмтеатру «Свет и тень» необходимо будет заключить с театром «Юность» лицензионный договор, дающий право на публичный показ пьесы «Эхо» и использование ее иными способами.

Новые правила о публикаторе действуют, как мы отметили, в отношении не только необнародованных произведений, но также и произведений, находящихся в общественном достоянии в силу того, что они не охранялись авторским правом.

Следует учесть, что первый «авторский» закон в России появился в 1828 г. в виде дополнения к закону о цензуре.

ГК РФ театр выступает лицом, организовавшим создание сложного объекта.

Примечание. В Постановлении N 5/29 (п. 19.1) разъяснено, кто подразумевается под организатором создания сложного объекта: это лицо, ответственное за организацию процесса создания такого объекта, в частности лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание соответствующего объекта. Например, это театральный продюсер. Добавим сюда также спонсора, заказавшего и оплатившего создание произведения.

Статья 1240 ГК РФ содержит ряд норм, облегчающих создание и использование сложного объекта.

То же самое касается права на произведение режиссера-постановщика.

Авторы театральной постановки

Продюсер или иное лицо — организатор создания театрально-зрелищного представления не могут признаваться авторами сложного объекта в силу того, что организационные действия не признаются результатами интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 1228 ГК РФ). Так у кого же возникают авторские права на театральную постановку?

Если авторы аудиовизуальных произведений (ст.
1263 ГК РФ) прямо поименованы и защищены (режиссер, автор сценария и композитор), то создателей театрально-зрелищного представления действующее законодательство полностью игнорирует, равно как и создателей мультимедийного продукта.

В скупых строчках нормативных актов режиссер назван исполнителем.

Статья 4 «Основные понятия» Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.93 включает в себя следующее определение термина «исполнитель»:

«исполнитель — актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер» (курсив мой. — С.М.).

У исполнителя нет авторских прав. Действующим законодательством исполнитель наделяется только смежными правами.

Если в этих договорах между театром и авторами спектакля оговорена передача театру прав на использование данных произведений в данной постановке на такой-то срок на таких-то условиях (в том числе финансовых), то это все-таки не означает, что театру переходят некие имущественные авторские права на всю постановку в целом. Театр лишь обладает совокупностью прав использования тех или иных произведений, составляющих спектакль.

Если театр делает то, что называется «мерчандайзингом», т.е.: делает аудио и видео запись спектакля, выпускает сувениры и т.д. на тему спектакля — кому принадлежат права на использование всей этой продукции? Все зависит от того, какие со всеми авторами и исполнителями спектакля заключены договоры.

Впрочем, те же правила касаются и зарубежных театров, ввозящих в Украину свои спектакли. Однако даже при желании урегулировать все правовые вопросы при вывозе спектакля, возникают и чисто технические сложности: поиск правообладателя на каждое конкретное использованное произведение, даже если это совсем небольшой отрывок.

В таком случае помогает обращение в АВТОРСКИЕ ОБЩЕСТВА соответствующих стран (если они есть, конечно), которые должны способствовать урегулированию подобных вопросов. Когда спектакль основан на произведениях украинских авторов, то, если срок охраны их прав в Украине еще не истек, необходимо обязательно согласовать с автором (правообладателем) возможность показывать постановку как в стране, так и зарубежом.

Одно из важных условий авторского договора по закону — территория использования. Если она не оговорена, то по умолчанию такой территорией только считается Украина.
ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» <1).<1 Утверждено Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н.

В качестве инвентарного объекта нематериальных активов также может признаваться сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология).

Напомним, объект принимается к учету в качестве НМА при выполнении условий, перечисленных в п. 3 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». Одно из условий — наличие ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам <2 (контроль над объектом).

ГК РФ закреплена презумпция передачи исключительного права на служебное произведение работодателю.

Соответственно, поскольку сценарист и хореограф в примере — штатные сотрудники театра, исключительное право на их произведения (сценарное и хореографическое) принадлежит работодателю.

Как разъясняется в Постановлении N 5/29, вопрос о том, является ли конкретное произведение служебным, решается исходя из положений законодательства, действовавшего на момент создания такого произведения. Для определения того, является ли созданное работником после 31.12.2007 по конкретному заданию работодателя произведение служебным, необходимо исследовать вопрос, входило ли это задание в пределы трудовых обязанностей работника.

Можно ли говорить о контроле над объектом, если исходить из того, что театральная постановка — сложный и самостоятельный объект авторского права, исключительное право на который сохранилось за его авторами (не передано авторами театру — организатору создания сложного объекта), и именно они вольны им распоряжаться по своему усмотрению? По нашему мнению, нет.<2 Для НКО экономическая выгода в данном случае состоит в использовании объекта в деятельности, направленной на достижение целей создания НКО. Внимание! Полагаем, что единый инвентарный объект нематериальных активов — театральная постановка — возникает только тогда, когда театром приобретено исключительное право на нее у лиц, творческим трудом которых она создана (авторов).

То же самое касается и производителей аудио-визуальных произведений (теле-, видео- и кинофильмов), которые должны заключать договоры с обладателями авторских и исполнительских прав на произведения, использованные в фильме.

• Зарегистрировать авторские права прямо сейчас!

Автор: З. Фиалковский

Что-то осталось непонятным? Напишите на email [email protected] и мы постараемся ответить.

Копирование. Копирование (перепечатка) полностью или частей этой статьи возможна только при указании прямой ссылки на эту страницу — http://tm.ua/avtorskoye-pravo-v-teatre.html

Еще статьи на тему авторских прав: Авторское право.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ +