Значение страховки в гимнастике


значение страховки в гимнастике

Хорошо знать технику упражнения и в зависимости от обстановки правильно выбирать место для оказания страховки и помощи;

2. Умело использовать разновидности страховки, не мешая гимнасту выполнять упражнения;

3. Знать индивидуальные особенности учеников.

Обучение приемам страховки и помощи

Параллельно с освоением техники гимнастических упражнений занимающиеся должны изучать под руководством преподавателя приемы физической помощи и страховки. При этом нельзя забывать, что буквально каждое упражнение гимнастики имеет свои специфические особенности страховки, свои места безопасности, а также приемы самостраховки.

Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 270 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2019 год.

Инфоinfo
При осуществлении страховки необходимо: знать технику исполняемого упражнения; уметь быстро и правильно выбирать место для страховки; применять правильные способы и приемы страховки и помощи; учитывать индивидуальные особенности учеников (физическую, техническую и психологическую подготовленность, способности); на месте страховки стоять устойчиво, по возможности ближе к выполняющему упражнение, но в то же вРемя не мешая ему. Нельзя пользоваться неустойчивыми подставками, с которых осуществляется страховка, ставить на страховку лиц, не подготовленных для этого.

Выбор приемов страховки зависит от индивидуальных особенностей страхующего и степени технической подготовленности обучаемого.

Виды соревнований по гимнастике.

Значение страховки в гимнастике

По мере совершенствования техники исполнения упражнений степень при­ложения физических усилий тренером уменьшается, а затем прекращается вовсе. При исполнении опорных прыж­ков, соскоков со снарядов и других упражнений тренеры обычно поддер­живают занимающихся захватом за предплечье и плечо.
Иногда такие под­держки осуществляют вдвоем. Чтобы оказывать помощь спортсмену, выпол­няющему упражнения на высоких сна­рядах, тренер становится на специаль­ную подставку или просто на коня, козла и т. п. (рис. 45).

В практике технической подготовки гимнастов в настоящее время широко применяют специальные пояса для страховки (рис. 46).


Методы обучения двигательным действиям.

метод целостного упражнения,который подразумевает выполнение изучаемого движения в целом. Его применяют при освоении несложных по технике элементов и со­единений и в случаях, когда разучиваемое упражнение не под­дается расчленению на относительно самостоятельные движе­ния без существенного искажения его основной структуры.
В этом случае можно облегчить условия выполнения упражнения путем оказания помощи и страховки, уменьшения высоты сна­ряда, упрощения исходного и конечного положения (например, подъем махом вперед из упора на руках легче выполнить, когда жерди находятся наклонно), использования тренажеров и до­полнительных средств (поролоновых матов, комбинированных снарядов и т.


Страховка осуществляется специальными приемами и зависит от содержания упражнения. Внимательное наблюдение за исполнением упражнения позволяет своевременно заметить отклонения от правильного исполнения упражнения и приготовиться к страховке или прекратить выполнение упражнения.

Страхующий должен стоять у места возможного падения.

Важноimportant
Чтобы правильно выбрать место для страховки, надо знать технику выполняемого упражнения. Страхующий обязан не ослаблять своего внимания до полного окончания упражнения; часто бывает, что гимнаст получает травму уже после приземления в результате потери равновесия.

Основным приемом страховки служит захват обучаемого за руку – одной рукой за запястье, другой под плечо.


Этот прием нельзя считать универсальным, так как различные обстоятельства падения и различная техника упражнений определяют и способ захвата.

Поэтому родиной спортивного ориентирования считается Норвегия, где летом 1897 года были проведены первые в мире официальные соревнования по ориентированию для гражданского населения. Спортивное ориентирование называли в то время «кроссом с ориентированием».

Стремительное развитие ориентирования в Скандинавии не могло не повлиять на спортивное движение в других европейских странах, в первую очередь прибалтийских. Так, в Эстонии первые соревнования по ориентированию состоялись в 1920 году (132???). В двадцатых годах ориентирование, в рамках рабочего спортивного движения, развивается в Германии.

Вариативность приемов страховки зависит от индивидуальных особенностей страхующего и обучаемого (рост, вес, физическая сила, скорость двигательной реакции, размер ладоней и др.).

Страхующий обязан:

а) хорошо знать технику выполняемого упражнения и в зави­ симости от обстановки правильно выбирать место для оказания страховки и помощи;

б) умело использовать разновидности страховки, не мешая гимнасту выполнять упражнения;

в) знать индивидуальные особенности учеников.

В целях предупреждения травм целесообразно в форме опроса

3* 67

выявить у занимающихся их знания о технике изучаемых движе­ний (моментов отпускания рук, разгибаний, хлестовых движений и т. п.).

Страховка- это готовность преподавателя или партнёра (учащегося) своевременно поддержать исполнителя упражнения при какой-то его ошибке в технике движения, которая может привести к неудаче, падению.

Проводка(по движению) способствует точному выполнению упражнения исполнителем, не стесняя его движений, но вместе с тем предохраняя при неудаче в технике выполнения упражнения.

Самостраховка- умение самого учащегося находить нужный выход из создавшейся ситуации (при ошибке в технике выполнения упражнения, возможном срыве со снаряда и т.д.) и избежать падения или травмы.

Страховку и помощь студенты осваивают одновременно с разучиванием гимнастических упражнений.

Контрольные вопросы:

1. Занятия какими видами физических упражнений объединяет гимнастика?

2.

Страховка- это готовность преподавателя или партнёра (учащегося) своевременно поддержать исполнителя упражнения при какой-то его ошибке в технике движения, которая может привести к неудаче, падению.

Проводка(по движению) способствует точному выполнению упражнения исполнителем, не стесняя его движений, но вместе с тем предохраняя при неудаче в технике выполнения упражнения.

Самостраховка- умение самого учащегося находить нужный выход из создавшейся ситуации (при ошибке в технике выполнения упражнения, возможном срыве со снаряда и т.д.) и избежать падения или травмы.

Страховку и помощь студенты осваивают одновременно с разучиванием гимнастических упражнений.

Контрольные вопросы:

1. Занятия какими видами физических упражнений объединяет гимнастика?

2.

  • 3) во время выполнения целой комбинации или соединения менять свое место соответственно форме и характеру упражнения;
  • 4) выбирать правильные способы и приемы страховки и помощи, учитывая характер упражнений, уровень физической и технической подготовленности гимнаста;
  • 5) учитывать индивидуальные особенности гимнаста;
  • 6) во время страховки нельзя пользоваться любыми неустойчивыми подставками;
  • 7) широко применять для страховки ручные и подвесные пояса- лонжи, тренажеры, поролоновые ямы (последние в настоящее время занимают ведущее место в учебно-тренировочном процессе);
  • 8) применять индивидуальные и групповые страховки по мере необходимости;
  • 9) избегать мелкой и лишней опеки, воспитывать у учеников самостоятельность и волевые качества.

Самостраховка — важный элемент учебно-тренировочного процесса гимнастов.

К специальным относятся: ладонные накладки — полоски из натуральной (лосевой) кожи, надетые на пальцы и закрепленные ремешком на запястье; лямочные петли и перчатки — используются для обучения размахиванию с большой амплитудой и большим оборотам; поролоновые валики, прокладки, маты и покрытия, предохраняющие от ударов о перекладину и жерди, а также при соскоках с бревна; ручные и подвесные пояса (лонжи); различные возвышения для удобства и надежности страховки; поролоновая яма или система «трамплин — поролоновая яма — батут» — помогает осваивать упражнения со сложными вращениями в безопорной фазе, снижает чувство страха, уменьшает риск получить травму. В целях безопасности батут устанавливают на уровне пола. На его металлическую раму и амортизаторы укладывают маты.

Вниманиеattention
Перечислите виды спортивного ориентирования.

3. Назовите компоненты, необходимые для прохождения дистанции в спортивном ориентировании.

4. Особенности общей физической подготовки в спортивном ориентировании.

5.

Особенности специальной физической подготовки в спортивном ориентировании.

6. Какова сущность интеллектуальной деятельности в спортивном ориентировании?

Список литературы

1.

Акимов В.Г., Кудряшов А.А. Спортивное ориентирование / Беллоруск. Гос. ун-т. — Минск, 1977. — 95 с.

2. Амосов Н.В., Муравов И.В.
Сердце и физические упражнения. — Киев: Здоровье, — 1985.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 338 с.

4. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина, 1976. — 447 с.

5. Ашмарин Б.А.

Это необходимо учитывать при выборе варианта движения.

Кроме указанных факторов на скорость бега влияет также степень трудности задач ориентирования. Существует четкая взаимосвязь между сложностью ориентирования и скоростью бега ориентировщика. Эти два фактора — тип местности и сложность ориентирования — определяют различия в скорости бега не только в различных соревнованиях, но и между отдельными контрольными пунктами (КП) на одной и той же трассе.

Различают эффективную и фактическую скорости в ориентировании. Под эффективной скоростью понимают ту, с которой спортсмен должен был бы преодолевать путь по прямым между КП, чтобы достичь финиша за время, соответствующее его результату по протоколу.

Общая характеристика соревновательной деятельности в спортивном ориентировании

Соревновательная деятельность в спортивном ориентировании характеризуется не только большими физическими нагрузками, связанными с бегом по пересеченной местности, но и напряженной мыслительной деятельностью, включающей комплекс операций и процессов, обеспечивающих целенаправленное передвижение по незнакомой местности с использованием спортивной карты и компаса.

Существенное влияние на уровень соревновательной деятельности в ориентировании имеет способность к продуктивной мыслительной деятельности на фоне интенсивного бега.

Физиологический фон соревновательной деятельности в спортивном ориентировании в целом сходен с другими видами спорта, где выносливость является определяющим фактором физической подготовленности.

Поддержку используют, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях, а умение прилагать свои усилия еще недостаточно развито. Используя поддержку как методический прием обучения, учитель, тренер придерживают тело гимнаста, фиксируя его в соответствующем положении.

Поддержку применяют во время выполнения как динамических, так и статических упражнений. Например, поддержка является важным методическим приемом обучения маха дугой с поворотом на перекладине или брусьях разной высоты, поворота кругом махом вперед на параллельных брусьях.

При этом очень важно зафиксировать положение тела в самой высшей точке. Поддержкой пользуются также во время выполнения сложных статических упражнений — упора руки в стороны на кольцах («креста») или горизонтальных висов и упоров спереди и сзади на кольцах и параллельных брусьях.

Умелое и своевременное использование приемов помощи и страховки сокращает сроки обучения и помогает занимающимся преодолевать психологический барьер (страх).

При самостоятельном выполнении упражнения решающее значение приобретает самостраховка.Преподаватель должен обучать учеников правилам самостраховки.

Для обеспечения надежной страховки преподаватель обязан:

Хорошо знать технику упражнения и в зависимости от обстановки правильно выбирать место для оказания страховки и помощи;

Умело использовать разновидности страховки, не мешая гимнасту выполнять упражнения;

Знать индивидуальные особенности учеников.

Обучение приемам страховки и помощи

Параллельно с освоением техники гимнастических упражнений занимающиеся должны изучать под руководством преподавателя приемы физической помощи и страховки.

Спортивная карта, с которой работает ориентировщик, должна быть точной, объективной, с хорошим полиграфическим качеством и служить залогом спортивной справедливости.

Скорость бега ориентировщика заметно меняется в зависимости от характера местности. В Норвегии были проведены измерения скорости на различных участках местности (453).

Скорость бега (мин/км) менялась следующим образом:

дорога — 3.30-4.00

хорошая тропа — 4.00-4.30

плохая тропа — 4.30-5.30

болото — 5.00-6.30

равнинная залесенная местность — 6.00-7.30

пересеченная залесенная местность — 7.30-10.00

крайне гористая местность — 10.00

Влияние перепадов высот на скорость ориентировочного бега довольно заметное. Так, при беге под уклон скорость уменьшается только на крутых склонах. Однако при беге в гору падение скорости примерно пропорционально крутизне подъема.

Применяя «проводку», преподаватель должен приложить физические усилия, которые бы не подменяли действия самого ученика.

Кратковременная физическая помощь (подталкивание) оказывается, по ходу исполнения отдельных фаз движения.

Поддержка осуществляется учителем, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях, особенно в тех случаях, когда гимнаст еще недостаточно правильно прилагает свои усилия.

При поддержке телу гимнаста придают необходимые положения относительно снаряда (например, вис, упор) или позволяют своевременно выполнить перехваты руками.

В результате применения различных видов физической помощи у гимнаста формируются правильные двигательные представления, играющие важнейшую роль в процессе овладения навыками самостоятельного выполнения упражнений.

По мере совершенствования техники исполнения упражнений степень помощи и поддержки уменьшается, а затем прекращается вообще.

В занятиях по гимнастике широко применяются пояса для страховки (лонжи), поролоновые маты и ямы с поролоном, а также другие технические средства.

Следует, однако, предостеречь от чрезмерного злоупотребления применением этих средств, так как это нередко лишает ученика уверенности.

Умелое и своевременное использование приемов помощи и страховки сокращает сроки обучения и помогает занимающимся преодолевать психологический барьер (страх).

При самостоятельном выполнении упражнения решающее значение приобретает самостраховка.

Преподаватель должен обучать учеников правилам самостраховки.

Для обеспечения надежной страховки преподаватель обязан:

1.

метод подводящих упражнений.Он заключается в це­лостном выполнении ранее изученных, самостоятельных и структурно сходных с новым упражнений. Например, подводя-щим упражнением для обучения подъему махом вперед из упо­ра на руках на брусьях может быть подъем махом вперед из упо­ра на предплечьях. В то же время подъем махом вперед из упо­ра на руках может служить подводящим упражнением для ос­воения подъема махом вперед на кольцах.

Вторым основным методом в обучении гимнастическим уп­ражнениям является метод расчлененного разучивания,кото­рый предусматривает временное расчленение двигательного действия на составные части (относительно самостоятельные движения) для поочередного их освоения с последующим соеди­нением этих частей в целостное упражнение, что обеспечивает доступность обучения упражнению.

Виды страховки и помощи в гимнастике

В связи с непрерывным ростом сложности гимнастических уп­ражнений страховка и помощь становятся неотъемлемой частью методики обучения и тренировки на всех этапах подготовки гим­настов и эффективной мерой предупреждения травматизма.

Под страховкой понимается комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности гимнастов впроцессе выполнения уп­ражнений. Она осуществляется без предварительного захвата за руки или другие части тела. При исполнении сложного упражне­ния захват целесообразно делать заблаговременно, не облегчая занимающемуся его выполнение.

Различают индивидуальную и групповую страховку. Обе фор­мы страховки применяются на начальных этапах обучения наибо­лее сложным и рискованным элементам и соединениям.

Когда впервые начали проводиться соревнования по гимнастическим видам спорта?

3. С какого момента берет начало современная история гимнастики?

4.

Назовите основные этапы развития отечественной гимнастики.

5. Кого из выдающихся отечественных гимнастов Вы знаете?

6. Охарактеризуйте спортивные виды гимнастики.

7. Каковы общие принципы спортивной тренировки?

8. Какие гимнастические упражнения используются в вузовской программе по физической культуре?

9. Каким видам гимнастики, по Вашему мнению, следует отдавать предпочтение при занятиях оздоровительной физической культурой?

10. Как часто в неделю следует тренироваться и сколько времени, чтобы тренировка была достаточно эффективной?

11. Как организуются занятия по гимнастике?

12.

Поддержка осуществляется тренером, когда занимающийся находится в статических положениях (например, в исходных, про­межуточных и конечных положениях), особенно в случаях, когда гимнасты еще недостаточно правильно используют свои усилия.

При поддержке телу гимнаста придают необходимые положе-

3 —699 65

ния относительно снаряда или позволяют своевременно выполнить перехваты руками. При разучивании поворота кругом на брусьях на махе вперед тренер удерживает гимнаста в высшей точке маха

вперед, помогая ему своевременно и правильно поставить руки ;ia жерди после поворота.

В результате применения различ­ных видов физической помощи у зани­мающегося формируются правильные двигательные представления, необхо­димые для овладения навыками само­стоятельного выполнения упражнений.

В ряде случаев на начальных стадиях разучивания рискованных упражнений руки гимна­стов закрепляют на снаряде с помо­щью специальных петель.

Придавая большое значение стра­ховке и помощи без технических средств и с ними, следует, однако, предостеречь от злоупотребления ими, так как это нередко лишает гимнаста уверенности, а у некоторых из них

появляется излишний страх, следствием которого могут быть и травмы. Умелое использование приемов помощи и страховки со­кращает сроки обучения и помогает гимнастам преодолевать пси­хологические барьеры (страх). В. И. Чукарин, А. Б. Кривенко, Н. И.

При помощи техники ориентирования спортсмен управляет своим передвижением и регулирует скорость, что в большинстве видов спорта называют тактикой соревновательной деятельности.

Специалисты выделяют следующие элементы техники ориентирования: чтение карты, слежение за местностью, работа с компасом, контроль расстояния, отметка на контрольных пунктах.

4.3. Содержание и методика физической подготовки спортсменов-ориентировщиков

В спортивном ориентировании, как и в других видах спорта, различают общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка (ОФП) ориентировщика ставит своей целью всестороннее развитие спортсмена.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ +